Баннер

ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ

2 руб 1997 А.Л. Чижевский
2 руб 1997 А.Л. Чижевский


Конверт К. Э. Циолковский
Конверт К. Э. Циолковский


Марка Циолковский 1964 г
Марка Циолковский 1964 г


Конверт К. Э. Циолковский
Конверт К. Э. Циолковский


Марка Циолковский 1982 г
Марка Циолковский 1982 г


Музей сформирован при помощи портала RuCollect
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНЕСТЕЗИИ В УСЛОВИЯХ ЗЕМЛИ И ОРБИТАЛЬНОГО ПОЛЕТА Воронов И.А., Богдашевский Р.Б., Полещук А.Ф., Залетин С.В.
news - Форум идей
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНЕСТЕЗИИ В УСЛОВИЯХ ЗЕМЛИ И ОРБИТАЛЬНОГО ПОЛЕТА Воронов И.А.1, Богдашевский Р.Б.2, Полещук А.Ф.2, Залетин С.В.2 (1) Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург; (2) РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина В своей работе «О проблемах современного человекознания» (1977) Б.Г. Ананьев поставил одну из задач будущих исследований: «Одним из наиболее интересных и все еще плохо изученных явлений индивидуальной изменчивости сенсорной организации человека и ее отдельных «крупных блоков» приходится считать синестезию, комплексное полисенсорное образование слитности интермодальных образов и смешанных каналов связи (например, цветового слуха, кожного зрения, запахового вкуса и т. д.)». Синестезия – состояние, в котором ощущения одной модальности (например, зрение) переживаются в другой модальности (например, слух). Термин «синестезия» (греч. synaisthesis) означает «смешанное ощущение» и является анонимом «анестезии» - «отсутствию ощущений». Экспериментальные исследования синестезии в рамках современной когнитивной психологии начинают проводиться в 70-е годы прошлого столетия (Marks, 1974, 1987a, 1987b). Но еще в начале ХХ века российский художник-абстракционист Василий Кандинский (Kandinsky, 1912) писал, что «звук цветов настолько определенный, что было бы трудно найти человека, который попытается выразить яркий желтый цвет через басовые ноты или темное озеро через сопрано». В большинстве случаев синестезия регулируется правилами и не является случайной (Solso, 2001). В ходе одного из исследований Маркс (Marks, 1974) предъявлял испытуемым звуки разной высоты. Испытуемых просили подобрать к каждому тону цвета, которые отличались бы по яркости. Как показано на рис.1, между тоном и яркостью существует положительная логарифмическая зависимость. Маркс продолжил наблюдения за подобными корреляциями в ходе экспериментов с измерением времени реакции. Испытуемого просили отличить два звука, скажем высокого и низкого тона, нажимая на ключ. Кроме того, в каждой попытке включался тусклый или яркий свет. Отношения между яркостью света и высотой тонов выглядели случайными и (как могли заключить испытуемые) не имели отношения к главной цели эксперимента. Как показывает время реакции, между тоном и яркостью существует несомненная связь (рис.2). Когда свет был ярким (320 кд/м2), испытуемый реагировал на стимулы высокого тона относительно быстро, в то время как для низких тонов время реакции было большим. В ходе другого исследования была обнаружена связь между цветами и высотой звука. При оценке «звука цветов» желтый и белый воспринимаются как яркие цвета, красный и зеленый занимают промежуточное положение, а черный и коричневый воспринимаются как темные. При установлении связи между этими цветами и звуками ярким цветам практически всегда соответствуют высокие тона, а темным цветам – низкие тона (Marks, 1987а). Дополнительные эксперименты подтверждают эти наблюдения. Какие механизмы могли бы объяснить эти наблюдения? – задается вопросом Роберт Солсо (2001). И тут же пытается ответить на поставленный вопрос. Во-первых, рассмотрим физические свойства естественного мира. Есть ли какое-либо серьезное основание связывать образы и звуки? Похожи ли физически яркие объекты и высокие звуки? Возможно, но поиск физических объяснений может отвлечь нас от их важных психологических особенностей. Во-вторых, рассмотрим перцептивную и когнитивную природу синестезии. Возможно, наша нервная система устроена так, что «разговор» между нейронами коры является ценным, «аппаратным» элементом в избыточной параллельной обработке информации в человеческом мозге. Раньше, чтобы обнаружить связь между сенсорными переживаниями, мы должны были рассчитывать на посредничество языка и эксперименты с измерением времени реакции. Методы обнаружения мозговых операций становятся все более совершенными, и мы можем надеяться, что вскоре появятся исследования синестезии и активности мозга, которые помогут выявить источник и природу этой интригующей проблемы. Наконец, будущее исследований в нейро-когнитологии, и особенно последние успехи в технологии сканирования мозга, вероятно, прояснят многие из сложных проблем, все еще ставящих в тупик исследователей, занимающихся этой интересной темой (Solso, 2001). Авторами настоящей работы с 1991 года также проводится многолетний эксперимент по выявлению синестезии в моторно-аудио-визуальных (MAV) модальностях: в частности выявлялись связи: o между зрительными (V) стимулами и моторными (M) реакциями (VM-эксперимент), o между звуковыми (A) стимулами и зрительными (V) реакциями (AV-эксперимент), o между звуковыми (A) стимулами и моторными (M) реакциями (AM-эксперимент). В процессе экспериментов была также замечена (в 1993 году, после экспериментов в космосе на борту ОПК «Мир») и стала отслеживаться темпоральная (T) компонента, с которой связаны моторно-аудио-визуальные модальности, т.е. MAVT-модальность. Большинство экспериментов, связанных с выявлением связей MAVT-модальностей в синестезии описаны в диссертационном исследовании И.А. Воронова (2005) – одного из авторов настоящей работы. Ниже, исключительно в качестве иллюстрации, приведем описание AVT-эксперимента. Начиная с 1991 года в различных по составу (пол, возраст, образование и пр.) и численности группах спортсменов-единоборцев, всего 81 человек (таб.1), испытуемым предлагался звуковой стимул, на который они должны были отреагировать в зрительной модальности, изобразив на бумаге тот образ, который возникает при прослушивании. Таблица 1. Динамика визуализации прослушивания четверостиший из методики Ци Цзигуана Визуализация символов Номера занятий всего замеров 1 2 3 4 5 6 К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % Описанных в четверостишиях 62 76.5 51 68.9 26 43.3 14 24.1 4 9.1 3 7.3 Связанных с биоритмами 15 18.5 21 28.4 34 56.7 44 75.9 40 90.9 38 92.7 Не визуализировано 4 5.0 2 2.7 0 - 0 - 0 - 0 - Кол-во испытуемых 81 74 60 58 44 41 358 Поводом к проведению этого эксперимента послужит тот факт, что многие занимающихся единоборствами откровенно заявляли о необычных психических состояниях, которые они испытывают при занятиях по методике для ускоренной массовой подготовки войск генерала Ци Цзигуана (XVI век), представляющую собой 32 последовательных четверостишия, в каждом из которых описан мыслеобраз и боевой прием, который необходимо выполнить с партнером (Xi Yuntai, 1985). Эксперимент проводился следующим образом: новичкам, т.е. людям которые никогда не испытывали на себе воздействие четверостиший Ци Цзигуана, предлагалось прослушать на «неизвестном» языке (то, что язык китайский умышленно не сообщалось) звукорезонансные ряды. Давалось задание - по прослушивании очередного звукорезонансного ряда изобразить на листе бумаги образ, который возник у человека при прослушивании неизвестных и не понятных звуков. Аудиозапись с четверостишиями на китайском языке была сделана в профессиональной студии звукозаписи мастером ушу, доктором философии Лю Шухуэй (КНР). Примеры мыслеобразов, изображенных в ответ на прослушивание, например, третьего четверостишия Ци Цзигуана, приведены на рис.3. Те, кто не умеет рисовать, мог описать «увиденное» словами. Проанализировать динамику изменения от начала до конца удалось у 41 человека (рис.4), всего было сделано 358 наблюдений, во время которых было нарисовано более 1500 мыслеобразов. Результаты эксперимента следующие (см. таб.1). На первом занятии 62 испытуемых (76,5%) изобразили тот символ, который был описан в четверостишиях; 15 (18,5%) испытуемых рисовали иной символ (как выяснилось позже, связанный с планетарными ритмами и характерный именно для этого дня календаря); четверо (5%) не смогли на первом занятии визуализировать мыслеобраз, объясняя это непониманием задания. На втором занятии (проводилось через неделю после первого занятия) первая группа людей уменьшалась до 68,9% пополняя вторую до 28,4%, доля не представивших мыслеобраз уменьшалась до 2,7% - двое респондентов не смогли выполнить задания. На третьем занятии весовое соотношение «увидевших» мыслеобраз, описанный в четверостишии примерно сравнялось с теми, кто «отдал предпочтение» темпоральному символу, связанному с календарем. На этом занятии испытуемых, не выполнивших задания, не было. На четвертом занятии и далее отслеживалась уверенная динамика в сторону увеличения визуализации символов, связанных именно с планетарными ритмами. Рис.3. Примеры некоторых медитативных рисунков, изображенных в ответ на прослушивание третьего четверостишия Ци Цзигуана на китайском языке единоборцами разного возраста и образования: а) школьник 13 лет; б) гуманитарий (артист театра); в) технарь (инженер физик). На всех рисунках присутствует два символа: дуга (мост), над дугой вращающийся объект (змей, птица, свечение). Перевод третьего четверостишия Ци Цзигуана: «В стойке «всадника» ощути потоки всех движений, они поочередно на тебя спадут. Атакуй, хватай, защищайся руками и познаешь истинности искру, главное – это спонтанность действий». Рис.4. Динамика визуализации четверостиший Ци Цзигуана. Рис.5. Мультимедийная программа «Солнечный круг-075» для адаптации к измененным условиям существования средствами MAVT-упражнений (для ее создания использовались пакеты трехмерной графики Poser и 3D Studio Max) Экспериментальная проверка выявила, что, во-первых, звукорезонансные ряды, предъявляемые испытуемым имели узконаправленное воздействие; во-вторых, была замечена и статистически достоверно позднее отслежена т.н. темпоральная компонента, оказавшаяся доминантной над звуковой. Дальнейшие эксперименты выявили тесную связь между всеми четырьмя указанными модальностями. Нейрофизиологическая структура MAVT-модальностей восходит скорее всего к идее связей правополушарной зрительной области, левополушарной вербальной (Luria, 1976; Farah, 1988, 1995) и спинно-мозговой моторно-сенсорной (Penfield, 1959) с планетарными ритмами (Воронов И.А., 1996-2006). В результате проведенных экспериментов, в том числе на борту ОПК «Мир», были созданы мультимедийные программы (рис.5) для адаптации к измененным условиям существования средствами MAVT-упражнений, основанных на синестезии моторно-аудио-визуально-темпоральных модальностей. В настоящее время эта программа апробируется в системе бортовой гимнастики космонавтов, в спорте, лицами экстремальных видов деятельности в интересах снижения ошибок по причине сбоев в механизмах переработки информации человеком. Знание закономерностей синестезии позволяет не только эффективно воздействовать на механизм переработки информации человеком, но и управлять развитием когнитивных способностей человека, развивать в нем оригинальные личностные качества. Дальнейшее исследование синестезии позволит внести некоторую коррекцию и в теорию переработки информации человеком, и в теории моделей памяти человека, и в теорию когнитивной психологии. Литература 1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. –СПб.: Питер, 2001. -272с. 2. Воронов, И.А. Эйдосоматическая самокоррекция: [методич. пособие] / И.А. Воронов, И.В. Журавлев, А.М. Шмаков, М.А. Любимцев. –Звездный городок, [б.и.], 1993. -14с., ил. 3. Воронов, И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств [дисс. …докт. психол. наук]. / И.А. Воронов. – СПб.: СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2005. -498с. 4. Пенфилд, В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфилд, Л. Робертс. –Л.: Медицина. 1964. -264с. 5. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Роберт Солсо. -СПб.: Питер, 2006. -589с.
 

Вход

Баннер